Комментарии к Федеральному закону Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Если кто не знает, то это закон, по которому закупают охранные услуги госкомпании, их дочки и внучки (при условии, что доля государства в них составляет более 50%). Для таких организаций 94-фз не указ, как и 44-фз о Федеральной контрактной системе. Главное преимущество 223-фз - это значимость критерия "качество", которая может достигать 70%, а роль ценового критерия может быть снижена до 20%. Предельные размеры критериев определяет сам заказчик, а критерии качества могут оцениваться закупочной комиссией субъективно. Ознакомление заказчиков с данными комментариями позволит им делать более качественное техническое задание и проводить по закупкам охранных услуг преимущественно конкурсы, а не аукционы, более грамотно выбирать добросовестных поставщиков услуг. В результате охранные организации будут работать на более высоких расценках, что повысит уровень зарплаты охранников, поднимет престиж их профессии.
Статья 3. Принципы и основные положения закупки… услуг
1. При закупке… услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комментарии:
- из смысла подпункта следует, что требования к участникам закупки должны быть измеряемы относительно каких-то параметров. Последними являются лицензионные требования, предусмотренные законами и подзаконными актами, и, для членов саморегулируемой организации – стандарты СРО (согласованные с государством). Поскольку обязательное членство охранных организаций в СРО законодательством не предусмотрено, то стандарты СРО, чтобы не ограничивать конкуренцию, в конкурсную документацию включать нельзя.
Лицензионные требования исчерпывающе описаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 (4);
- принцип измеряемости не относится к критериям оценки участников (цена, качество, квалификация и др.) – см. комментарии к ст. 4, п.10, пп.12).
5. Участником закупки может быть любое юридическое лицо…
Комментарии:
- для частной охраны – только общество с ограниченной ответственностью (1), для государственной (ведомственной и вневедомственной) охраны – государственное унитарное предприятие (ФГУП).
Физические лица и индивидуальные предприниматели не имеют права самостоятельно оказывать охранные услуги, поэтому включать их извещение о проведении закупки не обязательно.
Статья 4. Информационное обеспечение закупки
9. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
Комментарии:
- в открытом конкурсе победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок – в редакции ст. 3 п.2 223-фз (оценивается по нескольким критериям), при открытом аукционе - предложивший наименьшую цену договора - там же (оценка по единственному критерию). Иными способами закупки являются: запрос котировок (предложение наименьшей цены), запрос предложений (удовлетворение потребности заказчика наилучшим образом), закупка у единственного поставщика, предварительный квалификационный отбор и др.
- специфика охранных услуг заключается в том, что их результат достигается почти исключительно критериями качества, на снижение которого понижение цены влияет прямо пропорционально. В связи с чем проведение закупок по способам предложения наименьшей цены (аукцион, запрос котировок) нецелесообразно. Способ закупки у единственного поставщика для охраны по условиям закона не подходит.
10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам… услуги, к их безопасности,… к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия… оказываемой услуги потребностям заказчика;
Комментарии:
- требования к качеству услуг могут быть следующими:
- у участника закупки имеются необходимые по условиям лицензирования квалифицированные специалисты, соответствующие требованиям лицензирующего органа: директор, юрисконсульт, техник, работники круглосуточного дежурного подразделения, охранники (подтверждается штатным расписанием, копиями дипломов об образовании и удостоверений, стажем работы по специальности),
- созданы и функционируют системы:
= отбора кадров (подтверждается образцами анкетирования и тестирования кандидатов на работу, в штатном расписании имеется должность инспектора отдела кадров),
= профессиональной подготовки и повышения квалификации, вовлеченности охранников в деятельность охранной организации (подтверждается Положением о дополнительной подготовке, Положением об аттестации, в штатном расписании имеется должность инструктора по профессиональной подготовке),
= премирования и депремирования (подтверждается соответствующими Положениями, Правилами внутреннего трудового распорядка);
- количество охранников на объекте соответствует договору, а их форменная одежда аналогична согласованной с лицензирующим органом (проверяется заказчиком выездом на объекты, охраняемые участником закупки, подтверждается предоставляемыми участником закупки фотографиями и документом о согласовании форменной одежды с лицензирующим органом);
- участником закупки ведется учет проверок качества оказания услуг и устранения замечаний к работе охранников (подтверждается участником закупки наличием соответствующего Положения, записями в Журналах проверок, документами учета несения службы на объектах); о ходе исполнения услуг заказчик периодически информируется (подтверждается копиями отчетов по действующим договорам), а возникающие претензии своевременно устраняются;
- услуги соответствуют ожиданиям и потребностям заказчика (подтверждаются положительными отзывами, благодарственными и рекомендательными письмами контрагентов, наградами за признание заслуг в области содействия обеспечению правопорядка и безопасности, сведениями с сайтов Реестра недобросовестных поставщиков, ФМС, ФССП, ВАС, ФАС, примерами выполнения обязательств по договорам, а также информацией, полученной заказчиком от контрагентов участника закупки);
- документы, согласно которым функционирует организация-участник закупки, в наличии, информация о ней достоверна, наблюдательные дела на объектах охраны соответствуют требованиям лицензирующего органа (подтверждается проверкой заказчика);
- участник закупки работает в соответствии со стандартами качества – своими внутренними или согласованными с государством (участник закупки является членом охранной СРО);
- участник закупки является членом профессионального общественного объединения;
- технические характеристики услуг выражаются в наличии у участника закупки необходимого для обеспечения порядка на объекте, ограничения доступа посторонних к охраняемому имуществу материально-технического оснащения, оборудования, транспорта, технических средств охраны и наблюдения, приборов контроля работы охранников, средств связи и спецсредств;
- безопасность услуг обеспечивается законностью деятельности участника закупки (подтверждается отсутствием претензий лицензирующего органа), практикуемой им перед заключением договора оценкой защищенности охраняемого объекта (подтверждается актами обследования объектов по исполненным договорам), имущественной ответственностью участника закупки за нанесенный по его вине ущерб, соблюдением охранниками правил охраны труда, аттестацией рабочих места персонала по условиям труда;
- результат услуг выражается в недопущении краж и порчи имущества, своевременном реагировании на нарушения установленных заказчиком ограничений доступа к персоналу и имуществу, срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, угрозы криминального и террористического характера, аварийные и чрезвычайные ситуации (их локализации и ликвидации, эвакуации имущества и людей);
- потребности заказчикавыражаются в минимизации нанесения ему ущерба;
3) требования к описанию участниками закупки… оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
Комментарии:
- охранная услуга исчерпывающе описывается видами деятельности, указанными в лицензии на частную охранную деятельность (3):
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке)…;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны… и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах…
Оказание этих видов услуг в комплексе, в соответствии с регламентом МВД, обеспечивается обязательным наличием в штате участника юрисконсульта, круглосуточного дежурного подразделения (наличие у участника закупки групп быстрого (немедленного) реагирования законодательством не предусмотрено), специалиста по обслуживанию технических средств охраны.
Кроме того, участники имеют право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (реализуется через соглашения о взаимодействии с органами внутренних дел).
Количественные характеристики охранной услуги:
- число охранников на постах;
- количество у охранников оружия или спецсредств, средств связи (радиостанций, телефонов), средств аудио- и видеорегистрации, оптических приборов наблюдения, приборов контроля работы охранников, автомобилей и других средств транспорта;
- цена;
- результат услуг (время реагирования при получении сигнала о нарушении, количество сообщений о выявленных нарушениях);
- уровень материальной ответственности (в размере стоимости услуг, в полном объеме);
Качественные характеристики охранной услуги - см. комментарий к ст. 4 п.10 пп.1) 223-фз;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
Комментарии:
- критериев оценки на конкурсе должно быть не менее двух, из них обязательным является цена контракта (по существующей практике - не менее 20%).
Другими критериями могут быть: качество услуг (до 70%), квалификация участника закупки, наличие у него необходимых сил и средств, гарантии ответственности и др.
Значимость критериев оценки устанавливается заказчиком.
Измеряемость критериев оценки законом не предусмотрена и потому оценивается членами закупочной комиссии субъективно;
- оценка критерия «качество» производится в баллах. Методика оценки законом не оговорена, поэтому в Положениях о закупке практикуются следующие варианты:
а) количество баллов по конкретной позиции задается фиксированное, по типу есть-нет. Такая методика исключает субъективные мнения членов закупочной комиссии;
б) количество баллов выражается как среднее арифметическое субъективных мнений членов закупочной комиссии;
в) смешанная методика, при которой отдельные параметры оцениваются в фиксированных баллах, а другие – субъективно.
- оценка критерия «цена» также производится в баллах, рассчитываемых в соответствии со специальными Правилами (см. список документов, п.7). До каких размеров участники закупки могут снижать цену?
В соответствии с законом о ФКС 44-фз, цена контракта может определяться пятью методами: сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), нормативным, тарифным, проектно-сметным, затратным. Последний метод прочно вошел в практику расчетов частной охраны.
В соответствии с затратным методом, методика расчета стоимости охранных услуг в виде физической охраны выражается формулой: стоимость охранных услуг = {[(средняя заработная плата в регионе, получаемая охранниками на руки + НДФЛ) + 30,2% налоговых отчислений в фонды и на травматизм)] * коэффициент заполняемости суточного поста + (накладные расходы и отчисления на развитие)} + налогообложение.
Размер заработной платы охранников определяется уровнем, сложившимся в конкретном регионе (такой же методики придерживается и госохрана). Например, в частной охранной отрасли г. Красноярска зарплаты невооруженных охранников сложились на уровне 14-16 тыс. руб. в месяц (на руки), что подтверждается анализом рынка (в виде опросов, изучением теле и интернет объявлений).
Коэффициент заполняемости поста означает, сколько нужно выставить охранников, чтобы полностью обеспечить их непрерывное присутствие на суточном посту. При этом должна учитываться возможность подмены охранника на отдых, прием пищи, отпуск, учебу, болезнь и т.д. Коэффициент заполняемости, если учитывать только норму рабочих часов в неделю (40 час.) и отпускные (предположим, что охранники никогда не болеют), не может быть ниже, чем 4,45 (определяется путем деления среднего количества часов поста в течение месяца (730 час), на норму среднемесячного количества рабочих часов в текущем году (в 2013 г. – 164,17 час.). Во ФГУП «Охрана» этот коэффициент составляет 5,4 чел./пост (увеличение за счет учета времени на прием-сдачу дежурств, отдых на посту во время дежурства, возможное отсутствие на работе по причине болезни), в ведомственных охранах - 6,5 чел./пост. В частной охране массово практикуется 3,0 чел./пост, что не только не предполагает отпусков, дополнительного обучения, отдыха во время дежурства, но и связано с огромной переработкой, оформляемой т.н. «внутренним совместительством» и потому неоплачиваемой.
Накладные расходы – это расходы, связанные с деятельностью охранной организации. К ним относятся:
- содержание административно-управленческого персонала, в т.ч. оплата командировок,
- затраты по подбору и изучению кадров, дополнительной подготовки и контролированию работы охранников, мотивации и стимулированию их труда, обеспечении постов охраны бытовыми принадлежностями,
- страхование персонала,
- содержание офисных помещений и автотранспорта, мебели, оргтехники, оборудования и инвентаря, спецсредств и оружия,
- оплата канцелярии, услуг связи, почты и банка,
- оплата юридических, аудиторских, рекламных и охранных услуг,
- компенсация ущерба заказчикам, выплата пособий работникам в связи с потерей трудоспособности (по решению судов) и пр.
Размер накладных расходов в каждой охранной организации свой. В государственной охране он рассчитывается по специальной формуле от фонда оплаты труда работников, непосредственно оказывающих услуги. Некоторыми госзаказчиками накладные расходы по физохране учитываются в размере 20%. В частных охранных организациях накладные расходы могут составлять от 5% (в т.н. «посреднических» охранных организациях, не заботящихся о качестве услуг) до 25% (из-за затрат на обеспечение этого качества).
В государственной охране прибыль обозначается как «5%-ое повышение общей суммы расходов для возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями заключаемых договоров». В частной охране прибыль закладывается не менее 10%, иначе развитие бизнеса не обеспечивается, а в конкуренции с другими ЧОО удержаться не удастся.
Налогообложение выражается в 18% НДС или 6% с оборота при упрощенной системе.
Исходя из размера средней заработной платы в 15 000 руб. (на руки), коэффициента заполняемости поста 4,45 (трудовое законодательство при этом соблюдается лишь в части предоставления отпуска) и практикуемых государственными учреждениями уровней накладных расходов и прибыли, стоимость одного суточного поста частной охраны для участника закупки, работающего по упрощенной системе налогообложения, составит: {[15000 руб. : 0,87 НДФЛ + 30,2%)] * 4,45 чел./пост + 20% }+ 5% ) + 6% = 133419,5 руб., что в пересчете на стоимость 1 часа составит: 133419,5 руб. : 730 час./мес. = 182,8 руб./час.
Однако заказчики таких денег не платят, а потому руководителям охранных организаций приходится экономить за счет:
а) не полной уплаты налогов, применяя законные, а чаще незаконные схемы (например, за счет неоформления охранников);
б) сокращения накладных расходов – в ущерб качеству услуг (контроль несения службы охранниками эпизодический или его нет вообще, обучение и дополнительная подготовка охранников не проводится, ответственность участника закупки не обеспечивается, офиса отсутствует, штатный персонал ограничивается должностью директора);
в) несанкционированного заказчиком сокращения количества охранников в смене;
г) не соблюдения норм интенсивности труда охранников;
г) сокращения их зарплаты (охранники нещадно штрафуются).
Сколько на этом можно выиграть? В совокупности до 50% стоимости. При этом заказчик должен понимать: предложение низкой цены означает, что участник закупки работает с грубыми нарушениями существующего законодательства, не в состоянии обеспечивать качество оказываемых услуг и нести ответственность за свою деятельность. Понятно, что многих заказчиков это не устраивает и потому на красноярском рынке охраны сложился компромисс в размере 130-150 руб./час. (для невооруженной охраны).
Нормативный и проектно-сметный методы в определении стоимости охранных услуг не применяются. Тарифный метод используется только государственной охраной.
Следуя вышеуказанной методике, можно рассчитать пороговую цену суточного поста, ниже которой участник закупки, работающий по упрощенной системе налогообложения, не вправе опуститься в ходе закупочной процедуры (это наказывается в административном порядке). Такая цена определяется размером минимальной заработной платы по региону: ({[5205 руб. * (районный коэффициент 1,2 + региональная процентная надбавка 30%) : 0,87 + 30,2%)] * 4,45 чел./пост + 20%} + 5%) + 6% = 69444,9 руб., что в пересчете на стоимость 1 часа составит: 69444,9 руб. : 730 час./мес. = 95,1 руб./час. (для г.Красноярска).
Коэффициенты, используемые при определении режимов охраны: круглосуточный стационарный пост -1, ночной пост - 1,2, дневной – 1,44, вооруженный – 1,5, старший смены – 1,1 9 *, оборудование поста – 1,1.
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комментарии:
- на конкурсах значимость качества услуг может достигать 75%, что оговаривается Положением о закупке. Характерно, что при этом изменение цены влияет на баллы, полученные за качество, непропорционально слабее. Например, если соотношение цена/качество в закупочной документации заложено как 50/50, то снижение цены на 30% дает участнику закупки 15 баллов, а недобор качества на те же 30% заберет у него 35 баллов.
2. Комментарии к некоторым статьям типовых Положений о закупке
= Указание на ответственность участника закупки, в случае победы в закупке и уклонения от заключения договора;
Комментарий:
- ответственность может гарантироваться внесением участником закупки денежных средств на депозит, банковской гарантией, членством в СРО, угрозой внесения в список недобросовестных поставщиков услуг.
= Обязательные требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим… оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе:
а) быть правомочным заключать договор на поставку продукции;
Комментарий:
- правомочность участника закупки подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копией Устава, выпиской из ЕГРЮЛ;
- полномочия директора подтверждаются копией решения учредителей о назначении директора, копией приказа о вступлении директора в должность, копией диплома о наличии у директора высшего профессионального образования, копией документа о прохождении директором повышения квалификации, копией удостоверением частного охранника;
б) обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку продукции, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющейся предметом заключаемого договора;
Комментарий:
- подтверждается копией лицензии на охранную деятельность участника закупки (с указанием тех видов услуг, которые предусматриваются техническим заданием конкурса), копией согласований с лицензирующим органом форменной одежды охранников и раскраски автомобилей;
- необходимый перечень документов указан в комментариях к дополнительным требованиям к участнику закупки (см. ниже);
2) отсутствие процедуры ликвидации (независимо от стадии и/или способа ликвидации) участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
Комментарии:
- указывается участником закупки в его конкурсной заявке либо собственной справке (в т.ч. и по пп. 3), 5), 6);
- подтверждается участником закупки скриншотами на день сдачи заявки с сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве http://bankruptcy.interfax-aki.ru/Default.aspx и сайта Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/# ;
3) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедуре закупки;
Комментарии:
- такую информацию заказчик может получить по окончании конкурса запросом лицензирующего органа, который ведет реестр лицензий с указанием оснований и срока приостановления действия лицензии (4) . От выдачи таких справок непосредственно участнику закупки полиция уклоняется;
4) отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год…
Комментарий:
- подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, полученной участником закупки в налоговой инспекции не ранее дня объявления конкурса;
5) отсутствие решения суда или иного уполномоченного органа о наложении ареста на имущество участника закупки, на день подачи заявки на участие в процедуре закупки;
Комментарий:
- подтверждается заказчиком проверкой по сайту Высшего арбитражного суда http://ras.arbitr.ru/ (решения судов) и сайту Федеральной службы судебных приставов http://www.fssprus.ru/iss/ip/
6) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков...
Комментарий:
- участник закупки такую информацию предоставлять не обязан, в связи с чем подобная проверка возлагается на заказчика (по сайту http://zakupki.gov.ru/223/dishonest/pub ... earch.html ).
= Дополнительные требования к участнику закупки при проведении закупки конкурентным способом:
- обладание участниками закупки профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, квалификацией, опытом и репутацией, а также трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора.
Комментарии:
- профессиональная компетентность подтверждается предоставлением копий договоров на аналогичные услуги;
- необходимые финансовые ресурсы подтверждаются справкой банка о состоянии расчетного счета участника (остаток на счету и движение денежных средств, например, за один год, предшествующий дню объявления конкурса), копией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- необходимое оборудование (средства пассивной защиты, спецсредства, средства связи с дежурным подразделением участника закупки и дежурной частью органов внутренних дел, средства аудио и видеоконтроля, удаленного наблюдения, контроля работы охранников) должно быть в собственности или на ином законном основании (подтверждается копиями договоров и накладных);
- материальные возможности – наличие автотранспорта подтверждается копиями свидетельств о собственности или копиями договоров аренды, документом о согласовании с лицензирующим органом специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах участника закупки;
- надежность подтверждается:
- справкой банка о состоянии расчетного счета участника закупки;
- гарантийным письмом отраслевого СРО, подтверждающим добросовестность участника закупки,
- положительными отзывами контрагентов (предоставляются участником закупки) и отсутствием у них претензий (проверяется заказчиком путем опроса контрагентов),
- копией свидетельства о собственности или договора аренды на офисное помещение,
- скриншотами на день сдачи заявки с сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве http://bankruptcy.interfax-aki.ru/Default.aspx , с сайта Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/#
- проверкой по сайту Высшего арбитражного суда http://ras.arbitr.ru/ (решения арбитражных судов) и сайту Федеральной службы судебных приставов (исполнительные производства) http://www.fssprus.ru/iss/ip/ ,
- справкой лицензирующего органа;
- примерами выполнения участником своих обязательств по договорам;
- наличием у участника закупки резервных охранников с круглосуточной готовностью выйти на работу,
- наличием инспекторской службы с круглосуточным режимом работы,
- наличием соглашения с территориальным органом полиции о взаимодействии,
- наличием соглашений с пультовым охранными организациями о реагировании их мобильными группами на поступившие тревожные сообщения с охраняемых участником закупки объектов,
- наличием соглашения с частным детективом для проведения расследований на объектах охраны;
- квалификация подтверждается:
- списком охранников (с указанием должности, ФИО, основного образования и квалификации, номера удостоверения частного охранника и срока его действия, наименования ОВД, выдавшего удостоверение, разряда, даты сдачи квалификационного экзамена или своевременной даты зачета по периодической проверке *, стажа работы в сфере охранных услуг) с приложением копии удостоверений частных охранников (все заполненные страницы) и, для руководителя участника – копии удостоверения частного охранника, копии диплома о высшем профессиональном образовании, копии документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации, выданных в установленном порядке; а также копии договора страхования охранников от несчастного случая (с приложением списка застрахованных), копии последнего отчета участника перед лицензирующим органом (с отметкой о вручении), копии инструкции по охране труда, копии документа о согласовании с лицензирующим органом форменной одежды (5.1);
- штатным расписанием, в котором предусмотрены должность юрисконсульта (подтвержденная копией диплома о профессиональном образовании), дежурное подразделение, созданное для сбора (получения) и передачи информации с объектов охраны с круглосуточным режимом работы (подтвержденное копиями документов о создании и функционировании), а также должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны (подтвержденная копией диплома о профессиональном образовании); копиями документов, подтверждающих создание и функционирование круглосуточного дежурного подразделения (приказ о создании дежурной службы, лист учета несения службы на объектах, приказ о создании группы быстрого (немедленного) реагирования, Положение о группе быстрого (немедленного) реагирования, примеры работы охранников и сотрудников группы быстрого (немедленного) реагирования), копиями документов, подтверждающих аттестацию рабочих мест офисного персонала участника;
- опыт подтверждается:
- периодом деятельности участника (не менее 3-х лет),
- списком договоров,
- примерами задержания нарушителей, пресечения краж и порчи имущества, локализации и ликвидации чрезвычайных происшествий и аварийных ситуаций,
- возможностью предоставления дополнительных услуг (по обслуживанию и модернизации сигнализации, охранного телевидения и СКУД; проверке персонала и контрагентов, расследованию происшествий),
- репутация подтверждается:
- благодарственными и рекомендательными письмами, отзывами контрагентов (с обязательным указанием дат),
- наградами за признание заслуг в области содействия обеспечению правопорядка и безопасности;
- наличием элементов корпоративной культуры (символика, ритуалы, коллективные традиции),
- наличие трудовых ресурсов:
- количество охранников у участника закупки должно значительно превышать необходимое для выполнения технического задания, например, втрое,
- подтверждается последним отчетом в лицензирующий орган (с отметкой о принятии) и списком застрахованных охранников.
= Содержание конкурсной документации
1. Содержание конкурсной документации должно соответствовать требованиям, предусмотренным… настоящего Положения.
2. Конкурсная документация может содержать требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом договора,… оказания услуг, являющихся предметом договора.
Комментарии:
- см. выше комментарии к квалификации участника;
= Порядок вскрытия и рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник процедуры закупки не допускается к участию в конкурсе в случае:
1) непредставления обязательных документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике конкурса…;
Комментарии:
- устанавливается заказчиком соответствующей проверкой, в т.ч. по номерам телефонов, указанным в списках договоров;
2) несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса;
Комментарии:
- устанавливается заказчиком изучением представленных участником закупки документов, интернет-проверками.
= Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки, помимо цены договора, могут быть: … качественные характеристики… услуг;
Комментарии:
- см. комментарий к ст. 4 п.10 223-фз.
= Квалификация участников закупки, в том числе:
а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при проведении процедур закупки на… оказание услуг;
Комментарии:
- в качестве материально-технических ресурсов охранных организаций могут рассматриваться: пассивные средства защиты, специальные средства, металлодетекторы, носимые средства аудио- и видеорегистрации, оптические приборы удаленного наблюдения (бинокли, приборы ночного видения), электрические фонари, средства защиты органов дыхания, автотранспортные средства, офисные помещения;
- наличие МТО-ресурсов оформляется в виде таблицы (с указанием количества, марок, характеристик) с приложением копии документов, подтверждающих наличие у участника собственных либо арендованных средств связи; копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи; копии документов, подтверждающих наличие у участника пассивных средств защиты и специальных средств, носимых средств аудио- и видеорегистрации, удаленного наблюдения, контроля работы охранников; собственных либо арендованных автотранспортных средств и офисных помещений;
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при проведении процедур закупки на… оказание услуг;
Комментарии:
- оформляется списком охранников, подтверждаемого копиями удостоверений частных охранников, договором их страхования, копией журнале инструктажа по охране труда, документов, подтверждающих прохождение обучения мерам пожарной безопасности *, а также, для руководителя участника – копией удостоверения частного охранника, копией диплома о высшем профессиональном образовании, копией документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации;
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при проведении процедур закупки на… оказание услуг;
Комментарии:
- наличие опыта оформляется:
- списком договоров (например, их должно быть не менее десяти или за последние 2-3 года) с указанием номера и даты договора, наименования контрагента, его руководителя и телефона, срока, суммы и предмета договора, наличия претензий и подтверждается копиями документов, доказывающих факт оказания услуг (уведомления лицензирующего органа, акты обследования объектов, акты приема объектов под охрану, акты выставления постов, акты или отчеты об оказанных услугах, финансовые документы, должностные инструкции охранников, положения о внутриобъектовом и пропускном режимах и др.);
- примерами задержания нарушителей и локализации чрезвычайных происшествий и аварийных ситуаций,
- справкой о возможности предоставления дополнительных услуг (по обслуживанию и модернизации сигнализации, охранного телевидения и СКУД, проверке персонала и контрагентов, расследованию происшествий),
- правилами внутреннего трудового распорядка участника закупки с описанием элементов корпоративной культуры (символика, ритуалы, коллективные традиции);
- репутация подтверждается копиями рекомендательных писем и положительных отзывов контрагентов аналогичных услуг за два (три) года, предшествующих дате объявления конкурса; членством участника в охранной некоммерческой организации, созданной и зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации (предпочтение отдается охранному СРО);
г) дополнительные подкритерии, установленные при проведении процедур закупки на… оказание услуг;
Комментарии:
В качестве дополнительных подкритериев могут быть введены требования к качеству услуг, изложенные в комментариях к ст. 4 п.10 пп.1) 223-фз:
- у участника закупки созданы и функционируют системы:
- отбора кадров (подтверждается образцами анкетирования и тестирования кандидатов на работу, в штатном расписании имеется должность инспектора отдела кадров),
- профессиональной подготовки и повышения квалификации, вовлеченности охранников в деятельность охранной организации (подтверждается Положением о дополнительной подготовке, Положением об аттестации, в штатном расписании имеется должность инструктора по профессиональной подготовке),
- премирования и депремирования (подтверждается соответствующими Положениями, Правилами внутреннего трудового распорядка);
- участником закупки ведется учет проверок качества оказания услуг и устранения замечаний к работе охранников (подтверждается участником закупки соответствующим Положением, записями в Журналах проверок, документами учета несения службы на объектах); о ходе исполнения услуг заказчик периодически информируется (подтверждается копиями отчетов по действующим договорам);
- участник закупки работает в соответствии со стандартами качества – своими внутренними или согласованными с государством (подтверждается приложением копии стандартов качества, а для членов СРО – свидетельством о членстве участника закупки в СРО, свидетельством о внесении СРО в госреестр);
= Сроки (периоды)… оказания услуг;
Комментарии:
- срок указывается в техзадании и договоре, а в заявке участник должен подтвердить свое согласие с ним.
= Срок предоставления гарантии качества… услуг;
Комментарии:
- этот срок совпадает со сроком исполнения договора.
= Объем предоставления гарантий качества… услуг.
Комментарии:
- обеспечивается уровнем ответственности участника в размере стоимости услуги за отчетный период (как правило, календарный месяц), гарантиями СРО, обязанностью участника закупки возместить понесенные заказчиком убытки.
Список использованных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2011 года №223-фз (в действующей редакции) http://www.rg.ru/2011/07/22/zakupki-dok.html
2. Типовое Положение о закупке http://gzw.admsakhalin.ru/index.php?opt ... s&Itemid=3
3. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в действующей редакции) http://base.garant.ru/10102892/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", пункты 4-7, 9-12, 20.2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности http://www.rg.ru/2011/06/29/sishik-dok.html
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (в действующей редакции) http://www.referent.ru/1/204367 и http://www.rg.ru/2005/04/08/ohrana-oruzhie-dok.html
5.1. Правила ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг;
5.2. Правила согласования с органами внутренних дел специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций;
5.3. Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности;
5.4. Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств…, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности;
5.5. Правила сдачи квалификационного экзамена;
5.6. Правила выдачи и продления органами внутренних дел срока действия удостоверения частного охранника.
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 647 г. "Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" http://www.rg.ru/2012/08/15/ohrannik-dok.html
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» http://zakupki.gov.ru/wps/wcm/connect/4 ... be8bc5539a
8. Федеральный Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44 от 05.04.2013 г. http://www.rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html
Комментарии к 223-фз ⇐ Юридические вопросы
-
Автор темыПервопроходник
- Всего сообщений: 73
- Зарегистрирован: 13.09.2012
- Образование: высшее
- Откуда: Красноярск