Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение? ⇐ Профессия охранник
Модератор: alexex108
-
Автор темыalexex108
- Модератор
- Всего сообщений: 1354
- Зарегистрирован: 18.02.2010
- Мои профессии: Токарь 3разряда, охранник 4го разряда.
- Откуда: Москва
- Возраст: 50
- Контактная информация:
Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
http://guardinfo.online/2020/01/13/treb ... arushenie/
Я работаю в офисном центре в Москве, всех посетителей центра мы охранники переписываем паспортные данные. Это обязывают нас делать собственники помещения центра. И вот статья по этому поводу в гард инфо:
"Паспортные данные – персональные или нет? Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500). Кто вправе проверять паспорт? Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники: полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции«; далее – Закон № 3-ФЗ); войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации«; далее – закон № 226-ФЗ); нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I); органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране«); судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве«); федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении«) и т.п. Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах. Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ. Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет? Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны«. Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения. Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет? Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: «Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации» (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I). В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются: снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны; запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей. Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия «персональные данные» и «обработка персональных данных«, при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным. Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила: необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных; копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается; персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687). Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687). Судебная практика Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции. Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону. Защита персональных данных Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена. В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения. Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд. *** Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону."
Наталья Ключевская, ГАРАНТ.РУ
Материал скопирован с сайта Национального портала по охране и безопасности "ГардИнфо": http://guardinfo.online/2020/01/13/treb ... arushenie/
Я работаю в офисном центре в Москве, всех посетителей центра мы охранники переписываем паспортные данные. Это обязывают нас делать собственники помещения центра. И вот статья по этому поводу в гард инфо:
"Паспортные данные – персональные или нет? Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500). Кто вправе проверять паспорт? Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники: полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции«; далее – Закон № 3-ФЗ); войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации«; далее – закон № 226-ФЗ); нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I); органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране«); судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве«); федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении«) и т.п. Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах. Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ. Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет? Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны«. Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения. Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет? Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: «Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации» (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I). В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются: снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны; запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей. Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия «персональные данные» и «обработка персональных данных«, при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным. Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила: необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных; копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается; персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687). Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687). Судебная практика Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции. Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону. Защита персональных данных Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена. В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения. Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд. *** Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону."
Наталья Ключевская, ГАРАНТ.РУ
Материал скопирован с сайта Национального портала по охране и безопасности "ГардИнфо": http://guardinfo.online/2020/01/13/treb ... arushenie/
"Натура дура, судьба индейка, а жизнь копейка!"
-
- Всего сообщений: 3964
- Зарегистрирован: 26.10.2014
- Откуда: Земля
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
тупор набор слов, даже читать этот поток сознания, бабой писанный, сил нет.
всё разжевать можно в несколько предложений.
всё разжевать можно в несколько предложений.
Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
-
- Всего сообщений: 254
- Зарегистрирован: 23.12.2019
- Мои профессии: охранник
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Вообще изначально вопрос неправильно поставлен. Тут не в самом паспорте дело.
В соответствии со ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», сотрудник охранного предприятия вправе осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны). Соответственно, если на пропуске нет фотографии, то охранник может потребовать предъявить документ, удостоверяющий личность, с целью убедиться, действительно ли лицо, предъявляющее пропуск является тем, кому оно было выдано. Хотя паспорт является основным документом, удостоверяющим личность человека, можно предъявить любой другой документ, среди которых может быть временное удостоверение личности гражданина РФ, военный билет или водительское удостоверение....
В соответствии со ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», сотрудник охранного предприятия вправе осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны). Соответственно, если на пропуске нет фотографии, то охранник может потребовать предъявить документ, удостоверяющий личность, с целью убедиться, действительно ли лицо, предъявляющее пропуск является тем, кому оно было выдано. Хотя паспорт является основным документом, удостоверяющим личность человека, можно предъявить любой другой документ, среди которых может быть временное удостоверение личности гражданина РФ, военный билет или водительское удостоверение....
![Смайл колхозник :kolxoznik:](./images/smilies/smile116.gif)
-
- Всего сообщений: 254
- Зарегистрирован: 23.12.2019
- Мои профессии: охранник
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Согласие субъекта персональных данных
Ст. 9 указанного закона требует получения от субъекта персональных данных согласия на их обработку. При этом, бремя доказывания получения данного согласия лежит на операторе. Более того, согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Соответственно, без письменного согласия на обработку персональных данных, сотрудники охраны не вправе собирать паспортные данные. К тому же, ничто не мешает гражданину дать согласие на обработку персональных данных, пройти в необходимое помещение и сразу же отозвать своё согласие. Таким образом, требование охранников передать паспорт для записи данных или для сканирования отдельных страниц не несёт никакой практической пользы, кроме занятия сотрудников частных охранных предприятий хоть какой-то деятельностью.
Цель сбора персональных данных
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Самый главный вопрос, какие именно цели преследуют сотрудники охраны, собирая персональные данные. Единственным разумным аргументом будет именно желание заказчика охранных услуг сделать видимость бурной деятельности на посту охраны. Проверка или запись данных паспорта не может даже банально удостоверить наличие владельца паспорта в здании в определённое время, ведь сейчас легко можно приобрести целые базы данных отсканированных паспортов, а значит ничего не мешает охраннику записать в тетрадь данные любого человека из подобной базы.
Почему не стоит показывать охраннику паспорт
Даже если предположить, что сотрудники охраны не станут сами раздавать персональные данные, вероятность того, что они будут серьёзно относиться к книге, где хранятся данные граждан, очень мала. Поэтому велик шанс, что чем больше мест, в которых останутся Ваши данные, тем выше шанс в один из дней проснуться и узнать, что по этим данным был взят кредит или на них открыта фирма. Разумеется, можно потом доказать, что кредит был взят не владельцем паспорта, однако это потребует определённое количество времени и сил. Что делать, если требуют отсканировать паспорт или паспортные данные Если есть возможность, лучше обойти данное заведение стороной. В противном случае, можно пойти навстречу охраннику и позволить переписать данные паспорта, а затем написать заявление в роскомнадзор по факту незаконного сбора персональных данных....
Какая ответственность предусмотрена за разглашение персональных данных по 137 УК РФ?
Нередко охранники требуют передать им паспорт с целью сделать его ксерокопию или переписать данные документа, что является грубым нарушением закона. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно этой же статье, оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Таким образом, запись любых паспортных данных делает сотрудника охраны оператором персональных данных....alexex108: ↑15 янв 2020, 21:38 Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных.
Согласие субъекта персональных данных
Ст. 9 указанного закона требует получения от субъекта персональных данных согласия на их обработку. При этом, бремя доказывания получения данного согласия лежит на операторе. Более того, согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Соответственно, без письменного согласия на обработку персональных данных, сотрудники охраны не вправе собирать паспортные данные. К тому же, ничто не мешает гражданину дать согласие на обработку персональных данных, пройти в необходимое помещение и сразу же отозвать своё согласие. Таким образом, требование охранников передать паспорт для записи данных или для сканирования отдельных страниц не несёт никакой практической пользы, кроме занятия сотрудников частных охранных предприятий хоть какой-то деятельностью.
Цель сбора персональных данных
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Самый главный вопрос, какие именно цели преследуют сотрудники охраны, собирая персональные данные. Единственным разумным аргументом будет именно желание заказчика охранных услуг сделать видимость бурной деятельности на посту охраны. Проверка или запись данных паспорта не может даже банально удостоверить наличие владельца паспорта в здании в определённое время, ведь сейчас легко можно приобрести целые базы данных отсканированных паспортов, а значит ничего не мешает охраннику записать в тетрадь данные любого человека из подобной базы.
Почему не стоит показывать охраннику паспорт
Даже если предположить, что сотрудники охраны не станут сами раздавать персональные данные, вероятность того, что они будут серьёзно относиться к книге, где хранятся данные граждан, очень мала. Поэтому велик шанс, что чем больше мест, в которых останутся Ваши данные, тем выше шанс в один из дней проснуться и узнать, что по этим данным был взят кредит или на них открыта фирма. Разумеется, можно потом доказать, что кредит был взят не владельцем паспорта, однако это потребует определённое количество времени и сил. Что делать, если требуют отсканировать паспорт или паспортные данные Если есть возможность, лучше обойти данное заведение стороной. В противном случае, можно пойти навстречу охраннику и позволить переписать данные паспорта, а затем написать заявление в роскомнадзор по факту незаконного сбора персональных данных....
Какая ответственность предусмотрена за разглашение персональных данных по 137 УК РФ?
Последний раз редактировалось Следователь 15 янв 2020, 22:13, всего редактировалось 2 раза.
![Смайл колхозник :kolxoznik:](./images/smilies/smile116.gif)
-
Автор темыalexex108
- Модератор
- Всего сообщений: 1354
- Зарегистрирован: 18.02.2010
- Мои профессии: Токарь 3разряда, охранник 4го разряда.
- Откуда: Москва
- Возраст: 50
- Контактная информация:
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
На объекте ведётся видео наблюдение, гражданин совершивший нарушение закона на объекте и незаметно скрывшийся, будет опознан по предъявленному документу и видеозаписи. Это как вариант смысла перепеси данных документа.
"Натура дура, судьба индейка, а жизнь копейка!"
-
- Всего сообщений: 254
- Зарегистрирован: 23.12.2019
- Мои профессии: охранник
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Отправлено спустя 1 минуту 39 секунд:
Если очень кратко, охранник имеет право не пустить на охраняемый объект. Если хотите попасть на этот объект нужен любой документ, по которому можно установить личность.
Если лицо попало на видео, то и без паспорта установят личность.
Отправлено спустя 1 минуту 39 секунд:
Если очень кратко, охранник имеет право не пустить на охраняемый объект. Если хотите попасть на этот объект нужен любой документ, по которому можно установить личность.
![Смайл колхозник :kolxoznik:](./images/smilies/smile116.gif)
-
- Всего сообщений: 78
- Зарегистрирован: 13.10.2018
- Образование: среднее специальное
- Мои профессии: охранник,слесарь,водитель
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Обычно на практике если человеку нужно попасть на обьект,то он особо не заморачивается,дает паспорт и охранник переписывает Ф.И.О. но не более этих данных.А вообще все зависит от обьекта и руководства,например когда стоял в прокуратуре,то у всех сотрудников органов брал документы и переписывал Ф.И.О. и номер удостоверения.
-
- Всего сообщений: 4575
- Зарегистрирован: 02.04.2014
- Мои профессии: Бродяга
- Откуда: Похуехавшая
- Возраст: 60
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Для меня это две большие разницы. Как-то так...
Без паспорта устанавливаю внешность виновных в чём-либо. Прежде всего среди сотни работников, за которыми обязан наблюдать от 12 часов ежесуточно. А вот именно личность виновного приходится устанавливать всеми правдами и неправдами для оформления внутреннего акта.
Для меня это две большие разницы. Как-то так...
![AngelO :--)](./images/smilies/angel.gif)
-
- Всего сообщений: 3964
- Зарегистрирован: 26.10.2014
- Откуда: Земля
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Очень уж оптимистично.
Но бывают и отклонения от пропускного режима, когда от охранников требуется знать людей только в лицо, по этим знаниям и пропускать. И специальные распечатки цветных фотопортретов на постах.Следователь: ↑16 янв 2020, 10:04 Если хотите попасть на этот объект нужен любой документ, по которому можно установить личность.
Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
-
- Всего сообщений: 254
- Зарегистрирован: 23.12.2019
- Мои профессии: охранник
Re: Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
Если предмет спора носит явно оценочный характер, где в силу природы обсуждаемой темы у каждого оппонента есть огромное поле для манёвра, прижать тут к стенке крайне затруднительно. Даже без моего пенсне видно, спор имеет ярко выраженный, затяжной характер. Извольте, в силу своей ленивости, откланяться.Охранник2014: ↑02 фев 2020, 11:09 Охранник2014 » 34 минуты назад
Следователь: ↑
16 янв 2020, 10:04
и без паспорта установят личность.
Очень уж оптимистично.
Последний раз редактировалось Следователь 02 фев 2020, 12:08, всего редактировалось 3 раза.
![Смайл колхозник :kolxoznik:](./images/smilies/smile116.gif)
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 3 Ответы
- 4641 Просмотры
-
Последнее сообщение Подкопаев Валерий