Мораль и правоКомната отдыха охраны

Любые отвлечённые темы
Аватара пользователя
Охранник2014
Всего сообщений: 3964
Зарегистрирован: 26.10.2014
Откуда: Земля
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Охранник2014 »

Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 Эк вы батенька Ницше перечитали с его Сверхчеловеком
Попал пальцем в небо, Ницше не читал никогда ;)) Хотя всё собираюсь прочесть хотя бы что-нибудь. :D
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 Мораль едина для любого социума
Это голая схоластика и догматика в стиле: храм надо крестным ходом обходить строго посолонь (а у кого-то - противусолонь).
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 даже на кандминимимуме по философии не рассматривалась ?
я хз ;) Но когда я во второй вышке сдавал философию, мне преподаватель научную работу по моральным кодексам назад отдал. Сказал: у всех работы компилятивные, а у вас видно, что своя, жалко, если пропадёт.
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 все они в рамках одной ,неписанной морали
Да, рассказывай сказки, ага. Наверное и крестьяне могли в цудзигири упражняться на самураях - всё ж "одна, неписаная мораль"?
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 записанная мораль ,это этика и право ,гражданское и уголовное,
Право может вообще не иметь абсолютно никакого отношения к морали. Этика - это философская дисциплина, предметом исследования которой как раз и является мораль, как форма общественного сознания. Мораль появилась вместе с человеческим обществом, этика - только когда философы начали проводить исследования морали как таковой.
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 Если шаман просит жертву , при неудаче -его самого приносят в жертву.
И есть доказательства? :)
Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 Пластичная она мораль то .
Мораль, как и правда - повторюсь - у каждого своя-таки. Проведу аналогию с психологией, которая тоже изучает психику, при этом не отрицая, что каждый субъект имеет свою психику, которая индивидуальна (уникальна) .
Поэтому и по сей день существуют и самоубийства по моральным мотивам (а не только от невыносимых болей у раковых больных), и "убийства чести" (куда там до ворот с дёгтем) и многое другое.
Даже названия колоний в РФ кое-что говорят о "пластичности" морали, ибо для зэков ДО 18 лет они называются "воспитательно-трудовые", а после 18 - "исправительно-трудовые". Плюс встречал в литературе данные, что после семи лет лишения свободы подряд деформация личности становится уже необратимой.

Вот наука - гораздо более монолитна в этом отношении и спорить с тем, что 2*2=4 конечно, формально возможно, но абсолютно бессмысленно. Потому спорить с наукой уже особо никто и не пытается. Конфессии, которые этим занимались тысячи лет, битву вроде проиграли окончательно.
А на моральной ниве всё и по сей день абсолютно неочевидно, поэтому тут идёт рубилово в полный рост: политических идеологий, конфессий, традиций, обычаев, государственного и международного права, а также личности - интеллекта, характера, мировоззрения каждого отдельного субъекта морали.


Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
Реклама
Аватара пользователя
Охранник2014
Всего сообщений: 3964
Зарегистрирован: 26.10.2014
Откуда: Земля
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Охранник2014 »

Бальдр: 25 ноя 2019, 23:37 Офицерам-пистолет с одним патроном не дают
сотрудница Хостинского отдела полиции УВД Сочи совершила самоубийство, шокировала многих. В тот день, 23 ноября, Мария Клочкова заступила на суточное дежурство.
Через некоторое время девушка закрылась в своем кабинете, накрылась курткой и свела счеты с жизнью.
https://news-r.ru/news/krasnodar_krai/424556


Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
Аватара пользователя
Подкопаев Валерий
Всего сообщений: 4575
Зарегистрирован: 02.04.2014
Мои профессии: Бродяга
Откуда: Похуехавшая
Возраст: 60
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Подкопаев Валерий »

Охранник2014, там, в Хосте - это стандартная ситуация, когда новый сотрудник полиции не вписался в коллектив. Ну, там, не с тем переспал, не с той техникой секса. Но до суицида - это нонсенс.
...Плохо в Краснодарском ВУЗе объяснили, куда она ЛЕЗЕТ. Надо бы ей работать - к себе на Родину, либо... Да мало ли хуторов и станиц на Кубани. Сейчас ведь нет строгого жёсткого распределения. Ан нет- девушке в престижный район СочЕЙ захотелось. А там другие университеты, посуровее будут.
А так этот прямоугольник - к Бальдру. До сих пор не пойму - насколько семестров он, после кандидатской по истории успел продвинуться на халяву по второму верхнему - юридическому... Кого он там насиловал: стадо или отару?


Аватара пользователя
Бальдр
Всего сообщений: 8101
Зарегистрирован: 12.09.2010
Образование: начальное
Мои профессии: странный странник
Откуда: Большое Игнатово
Возраст: 52
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Бальдр »

Валерий. ,именно так ,зверски изнасиловал и убил отару баранов :lol: :lol: , кандидатскую ,не защищал ,токмо докторскую :lol: , и не историю тем более , экзистенциальные иллюзии русского крестьянства, всякие Шамболы да Беловодья, секты скопцов, это не история, это философия да этика ,местами культорология :--) , а девочка , ну как пришла в дежурку ,опосля 18.00, вот и повредилась психика ,от соприкосновения с суровой реальностью. В дежурках реальные маньяки да отморозки сидят. У каждого своя мораль-??? Это чистой воды субъективный идеализм Юма. Точнее ,Эриугены, как предтечи сего учения. Валерий , какая хорошая память ,снимаю шляпу.


Ума у меня не отнять! Чего нет-того нет.
Аватара пользователя
Охранник2014
Всего сообщений: 3964
Зарегистрирован: 26.10.2014
Откуда: Земля
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Охранник2014 »

Бальдр: 26 ноя 2019, 19:25 Это чистой воды субъективный идеализм Юма. Точнее ,Эриугены,
Уж если речь зашла про Юма с Эриугеной, не проще ли тогда будет отослать к конкретным их произведениям?..
Я их кстати, тоже не читал. Просто на мой взгляд идея личной (индивидуальной) морали - абсолютно элементарна. Вопрос лишь в "%" её "индивидуализации", я бы так сказал.
Запрещается такое разве что тоталитарными сектами (да и то - для низового звена биороботов, так как у более высоких ступеней уже сильно иная мораль, а им её запрещать некому).
Даже ортодоксальные конфессии вполне признают, что социум есть сложная структура и навязать всем индивидам любого пола и возраста абсолютно одинаковую мораль принципиально невозможно. А уж в постконсервативных социумах и вовсе плюрализм мнений - чем дальше, тем больше.


Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
Аватара пользователя
Бальдр
Всего сообщений: 8101
Зарегистрирован: 12.09.2010
Образование: начальное
Мои профессии: странный странник
Откуда: Большое Игнатово
Возраст: 52
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Бальдр »

Эриугена Иоанн Скот О разделении природы [выдержки]
166

Иоанн Скот Эриугена



О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ1

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Отправлено спустя 2 минуты 12 секунд:
Как и задумывал Юм, теория познания и исходная скептическая установка стали своеобразным стартовым трамплином для решения проблем морали и нравственности (вторая (учение об аффектах), третья (учение о морали) и четвёртая (учение об обществе, религии, политике и т. д.) части «Трактата о человеческой природе»), однако продолжение учения Юма не собрало и сотой доли внимания критики, направленной на его гносеологию и онтологию. Более того, уже после выхода «Трактата…» Юм был вынужден снова и снова разъяснять положения своей теории познания, и даже готовя сокращённое изложение «Трактата…» он последние части оставил за скобками просто проанонсировав их наличие[24].

Тем не менее, проблемы этики и социальной философии составляют едва ли не главную часть всего учения Юма, вызывая живой авторский интерес на всем протяжении его философского творчества. Помимо «Трактата…» Юм обращается к морально-нравственным, социальным и политическим проблемам в многочисленных эссе, большинство из которых сохранилось до наших дней и было опубликовано ещё при жизни Юма.

Обоснование морали[править | править код]
Во всех работах, посвящённым проблемам нравственной и социально-политической философии, Юм сохраняет ту установку, которую он сформулировал в конце первой книги «Трактата…», хотя в дальнейшем он будет тщательнее сглаживать углы в данном вопросе[25]: человек является частью природы и должен доверять ей и жить в гармонии с ней. Иначе говоря, человек (человеческий ум) не может в этой жизни рассчитывать на самого себя — у него нет иного выхода, кроме как полагаться на опыт и пользоваться им.

Здесь необходимо внести ещё несколько важных замечаний:

а) обычный человек-обыватель, руководствующийся здравым умом, уже фактически осуществляет проект доверия к природе, но делает это спонтанно, под влиянием обстоятельств, не понимая ни сути, ни характера такого доверия; это может быть источником непрочности веры, попыток человека действовать помимо природы, самостоятельно и т. д.;

б) философский ум должен стремиться не к освобождению от природы (и, тем более, не укреплять эту опасную иллюзию), но к пониманию своей собственной глубокой заинтересованности в природе, которая способна дать человеку все, что ему необходимо для жизни, в том числе, и понимание собственного и природного внутреннего и внешнего устройства; задачей философии становится, таким образом, не преобразование природы или освобождение от неё, но демонстрации её положительной силы и роли в самом процессе человеческого бытия.

«…Разум не способен развеять тучи сомнения, но сама Природа (наша человеческая природа) располагает достаточными силами, чтобы сделать это, и заставляет нас в нашей практической жизни с абсолютной необходимостью жить, и общаться, и действовать точно так же, как другие люди». .
— Коллингвуд Р. Дж. Идея истории
Этическое учение Юма логично предваряется учением об аффектах (внутренних, вторичных восприятиях-впечатлениях рефлексии), которое, в свою очередь, выступает в качестве связующего звена между юмовской теорией познания и этикой, политикой, политэкономией. Если источником первичных впечатлений является

Отправлено спустя 16 минут 9 секунд:
2017 / Комовская Елена Витальевна
Жанр романа созерцания как самостоятельная жанровая категория (на примере романа В. О. Пелевина «Чапаев и Пустота»)
2014 / Комовская Елена Витальевна
Литературные интерпретации жизненных смыслов дзэн-буддийского Востока в произведениях XX В. (на примере романа В. О. Пелевина «Чапаев и пустота»)
2011 / Чебоненко Оксана Сергеевна
Миф о Чапаеве в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»
2010 / Демин Виктор Игоревич
Категория «Правды» в художественной литературе. Анализ романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота» на основе критериев правдивости произведения искусства Р. Ингардена
2012 / Емельянова Ганна Вадимовна
В. О. Пелевин. Традиции и новаторство
2014 / Нечепуренко Д.В.
Древнекитайская философия и концепт "путь" в сюжетной модели В. Пелевина
2018 / Янь Мэйпин
Своеобразие интерпретации образов животных в романе В. Пелевина "Числа"
2018 / Осьмухина О.Ю.
Творчество В. Пелевина и традиции модернизма
2017 / Кротова Дарья Владимировна
Романы В. Пелевина как идейно-художественная структура
2014 / Безрукавая Марина Васильевна
i

на тему «Мотив пустоты в романе В. О. Пелевина «Чапаев и пустота»»


МОТИВ ПУСТОТЫ В РОМАНЕ В.О. ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА»
А.Б. Сейдашова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Задачей данной статьи является раскрытие мотива пустоты в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота». Рассматривается философская основа понятия пустоты в художественной картине мира романа, истоки которой восходят к восточным и западным культурам. Понятие «пустота» в творчестве В. Пелевина рассматривается как попытка обрести новые идеологические установки в условиях духовно-мировоззренческого кризиса. Анализируются не только главные образы романа «Чапаев и Пустота», но и второстепенные сюжетные линии, имеющие немаловажное значение для понимания мотив пустоты в романе.
Ключевые слова: В. Пелевин, «Чапаев и Пустота», философия, мотив, пустота, роман, буддизм, постмодернизм, реальность
В каждой культуре существует свое представление пустоты, которое воплощается во всех сферах жизни, в религии и философии, в понимании смерти. Отношение к пустоте, которая существует, прежде всего, в представлении, значимо для понимания той или иной культуры, формирования картины мира, концептуальной сферы и ментальности.
В философии пустота рассматривается как онтологическая и гносеологическая категория. В современной философии существует целый ряд толкований понятия «пустота», которые восходят к античности, к средневековой философии и к философии Нового времени. В античной философии понятие пустоты присутствует у Платона, Аристотеля, еще более подробно оно рассматривалось Демокритом, который заметил, что «существуют только атомы и пустота». В контексте данной статьи для нас наибольший интерес представляет концепция М. Хайдеггера. Если античные философы в объяснении неизвестного шли от известного, то М. Хай-деггер за исходную точку, напротив, взял неизвестное — Ничто. Перед ликом Ничто человек может оказаться, переживая ужас, не осознавая до конца перед чем он находится, поскольку страх человек испытывает перед чем-то конкретным. Разница заключается в состояниях, в которые погружается человек. Переживая страх, человек стремится к спасению, избавлению от чего-то определенного: в результате утрачивается ощущение всего остального. Перед лицом ужаса человек впадает «в какой-то оцепенелый покой». По замечанию М. Хайдеггера, неопределенность «...есть не просто недостаток определенности, а принципиальная невозможность что-либо определить. Ужасом приоткрывается Ничто» [2. С. 21].
В. Пелевин не философ, но его художественные поиски вписываются в контекст современной культуры, для которой понятие пустоты как отсутствующей основы чрезвычайно актуально. В терминах эпохи постмодернизма культура представляется хаотичной структурой с отсутствующим центром, формой, лишенной содержания в привычном значении. Это культура, оболочка которая скрывает пустоту. Ощущение пустоты порождает напряженное ожидание, стремление каким-то образом наполнить пустоту, отсутствие сущности. Впервые подобное ощущение рождается у структуралистов. При деконструкции текста появляется ощущение его опустошенности: текст, предполагая свободное пространство для мышления, сам по себе не имеет никакого смысла. Умберто Эко принадлежит хорошо известный список, состоящий из нескольких пунктов, который увенчан настоящим афоризмом: «Подлинный читатель — это тот, кто осознает, что единственная тайна текста — это пустота» [13].

Очевидно, что мотив пустоты в творчестве В. Пелевина многозначен. С одной стороны, он связан с постмодернизмом, с другой, — с философией дзен-буддизма, современным гностицизмом и элементами других философских концепций. Мотив пустоты привлек к себе особый интерес, поскольку он есть один из символов переломной исторической эпохи. Разрушение иерархии привычных ценностей, а, по сути, девальвация самих жизненных ценностей, которые пришли в противоречие с основными категориями новой социально-политической ситуации, приводят к формированию пустоты в сознании человека. Исчезновение идеалов человек стремиться заполнить новыми мировоззренческими установками. Неслучайно пространственно-временной аспект представлен в романе в двух кризисных периодах российской истории — гражданской войне и перестройке. Именно широкое использование мотива пустоты, по мнению О. Богдановой, позволяет В. Пелевину свободно оперировать своими героями во времени и пространстве [1]. Однако формальный структурно-конструктивный аспект неразрывно связан с идейной составляющей мотива пустоты, его ролью в воплощении авторского замысла и особенностями постмодернизма в творчестве писателя.

В критике неоднократно отмечено, что творчество В. Пелевина не вполне укладывается в рамки постмодернизма. В. Пелевин создает модель, которая насколько близка к постмодернизму, настолько же удаляется от него. Его постмодернизм вырастает из перекодировки банального, ординарного и оригинального, «своего» и «чужого», он балансирует на грани элитарной и массовой культуры. Можно принять термин, который предлагает С. Корнев, называя его «русским классическим пострефлективным постмодернизмом» [5].
С одной стороны, в поэтике Пелевина присутствуют такие традиционно постмодернистские категории как игра, деконструкция, интертекстуальность, пародирование, создание на обломках традиционных жанров неких метажанровых форм, характеризующихся дискретностью и коллажностью. И в то же время,
С. Корнев называет его «классическим писателем-идеологом» и не простым, а «беспросветным, который каждой своей строчкой настойчиво и откровенно вдалбливает в читательскую голову одну и ту же морально-метафизическую теорию
[5].
Для идеологических поисков В. Пелевина характерно обращение к различным философским концепциям Запада и Востока, в первую очередь к дзен-буддизму. Поэтому для раскрытия мотива пустоты в романе «Чапаев и Пустота» следует проследить его истоки в различных философских учениях, элементы которых широко используются Пелевиным, что является его характерной стилевой приметой. Без них художественная интерпретация пустоты лишается достаточных оснований. В. Пелевин сосредоточился в основном на восточных учениях. Об этом писали многие исследователи творчества автора, такие как С. Гурин [2], К. Фрумкин [11], А. Зокуренко [3]. Парадоксальным образом положения буддизма, даосизма и китайской философии во многом совпали с концептуальными основами постмодернизма, каким он предстает в творчестве В. Пелевина.
В буддизме существуют разные направления, и некоторые из них содержат в своей концепции мира понятие пустоты схожее с тем пространственным представлением, которое находим у Пелевина. Первым является состояние шунья (пустота), описывающая состояние психологического ощущения пустоты, «бытие — небытие», «реальность — нереальность», «субъект — объект» и т.п., что служит главным признаком наступления состояния освобождения или нирваны. В «Религиозном словаре» отмечено, что при свойственной буддизму неразличимости психологического и онтологического шунья может означать и саму пустоту, бессущность, отсутствие неизменного постоянного начала [8]. Учение школы мадхьямика, близкое солипсизму, важно для понимания мира, который предстает в романе В. Пелевина. Приверженцы данной ветви буддизма проповедуют, что поток перехода дхарм в конечном счете нереален, хотя сознание, которое его воспринимает, само есть часть этого потока. Сансара и нирвана также оказываются нереальными и уничтожаются в состоянии небытия — Ничто или Пустоты. Таким образом, любое существо, в том числе и человек, понимается в буддизме не как неизменная сущность (будь то атаман или душа), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний.
В рассматриваемом романе философские рассуждения Чапаева, который играет роль наставника, гуру, каждый раз приводят к заключению, что весь окружающий мир существует только в нашем сознании, в действительности же отсутствует не только окружающий мир, но и самосознание: иллюзорны абсолютно все категории. Пустота является единственной сутью вещей, и глиняный мизинец Будды, который проявляет «истинную природу» всего сущего, указывая на окружающее пространство, заставляет все исчезать. Герои романа продолжают буддийское учение о невыразимости истины, согласно которому любая попытка словесного описания истины будет ложью, поскольку слова носят отпечаток засоренного сознания. «Нет, это действительно нелепо — ведь даже в те редкие моменты, когда я, может быть, находил это главное, я ясно чувствовал, что никак невозможно его выразить, никак» [7. С. 169]. Петр, который еще до близкого знакомства с Чапаевым задумывается о наполнении сознания ненужной инфор-
мацией, заключает, что ближе всего к истине оказываются дети, чье сознание еще не заполнено излишними и ложными знаниями, они еще сохраняют память о «великом источнике всего существующего». Подлинной, таким образом, является природа, не запятнанная следами цивилизации, человеческой культуры. Мотив пустоты вплетен здесь в метафору, выражающую принцип постепенного отстранения человека от истины.
Мотив пустоты также связан со второй сюжетной линией романа, где представлены перестроечная Москва и ее обитатели. Здесь образы и мотивы пустоты ярко представлены в эпизоде собеседования Сердюка в японской фирме. Пелевин стремится обнаружить точки соприкосновения двух разных миров: российской действительности и японской философии. Представитель «Тайра инкорпорейтед» Есицунэ Кавабата во время собеседования показывает Сердюку кусок пыльного сероватого картона. Это оказывается русская концептуальная икона начала XX века, созданная по трафарету Давидом Бурлюком. В ней видится образ пустоты, позволяющий выстроить в романе целую концепцию. От трафарета, по которому написано слово «Бог», на картоне остались полоски пустоты — их можно было бы закрасить, однако, по мнению Кавабаты, это имеет принципиальное значение: «Человек начинает глядеть на это слово, от видимости смысла переходит к видимой форме и вдруг замечает пустоты, которые не заполнены ничем, — и там-то, в этом нигде, единственно и можно встретить то, на что тщатся указать эти огромные уродливые буквы, потому что слово «Бог» указывает на то, на что указать нельзя» [7. С. 213]. Аналогичную трактовку получает японская гравюра, висящая на стене: «Видите, как она построена? Сегмент реальности, где помещаются «он» и «гири», расположен в самом центре, а вокруг него — пустота, из которой он возникает и в которую он уходит. Мы в Японии не беспокоим Вселенную ненужными мыслями по поводу причины ее возникновения. Мы не обременяем Бога понятием «Бог». Но, несмотря на это, пустота на гравюре — та же самая, которую вы видите на иконе Бурлюка [7. С. 213—214]. Значимость совпадений и ценность обеих картин состоит именно в пустоте, воплощающей некую истину. Пустота картин столь же невыразимо неопределенна, сколь очевидна ее метафизическая сущность, которая, по Кавабате, отсутствует в западной религиозной живописи, заполненной материальными объектами (упоминаются портьеры, складки, тазики с кровью). Именно в возможности духовного сближения видится основа для алхимического брака между Россией и Востоком.
В. Пелевин остается верен себе. Здесь же происходит резкое снижение тональности разговора, и философское рассуждение о пустоте переходит в сентенцию о пустой, только что выпитой бутылке сакэ, что нарушило баланс между ценностью и отсутствием ценности. А еще до начала собеседования, выпивая и закусывая, разглядывая на жирном газетном листе нехитрую закуску (кольцо лука, хлебную корку и каплю кетчупа), «Сердюк с удовлетворением отметил, что разные пласты реальности уже начали смешиваться. [7. С. 198]. И далее в данный контекст изящно вписывается эпизод сложения стихов о том, что «вы видите вокруг». Сердюк отказывается от выполнения задания, декларируя неумение писать стихи и нелюбовь к ним, однако его замечание о словах, которые ни к чему, «когда на небе звезды», переходят в другую систему координат и текст — декларируемая
пустота — приобретает осмысленное изысканно пародийное содержание. В гротескном столкновении несовместимых культур России, Запада и Востока Пелевин ищет ментальную самобытность России, рассматривает универсалии русской национальной культуры. В конечном счете можно говорить о «русском мире» как локальной цивилизации, самодостаточной и суверенной. Не будем при этом забывать, что и западный и восточный мир даются не сами по себе, а в восприятии русского человека.
В сюжетной линии Марии рассматривается вариант алхимического брака с западом, воплощенном в виде железного Арнольда Шварценеггера. Его действия непонятны для Марии, да и сам он больше напоминает манекен, чем живого человека. В «розовой пустоте ее души» она старается как-то заинтересовать Шварценеггера, но тот ей не отвечает взаимностью, а, наоборот, делает Марии больно. Брак с Западом невозможен, поскольку материальное (Запад) и духовное (Россия) не совпадают. Концепт «пустота» в западной культуре в основном имеет негативную трактовку, которая во многом сформировалась под влиянием христианской религии. Пустота ассоциируется со словами «равнодушие», «холодное безразличие», «пустой человек»; ругательный смысл имеют слова «ничтожество» и «ничтожность».
Сюжетная линия Петра Пустоты в перестроечной Москве и сумасшедшем доме реализуется в истории его душевного заболевания, где фиксируется отсутствие жалоб на психические отклонения в раннем детстве. Однако около 14 лет у подростка «отмечается замкнутость и раздражительность, не связанная с внешними причинами. По выражению родителей, «отошел от семьи», находится в состоянии эмоционального отчуждения. Перестал встречаться с товарищами — что объясняет тем, что они дразнят его фамилией «Пустота». То же, по его словам, проделывала и учительница географии, неоднократно называвшая его пустым человеком. Существенно снизилась успеваемость. Наряду с этим начал усиленно читать философскую литературу: сочинения Юма, Беркли, Хайдеггера — все, где тем или иным образом рассматриваются философские аспекты пустоты и небытия. В результате начал «метафизически» оценивать самые простые события, заявлял, что выше сверстников в «отваге жизненного подвига». Стал часто пропускать уроки, после чего близкие вынуждены были обратиться к врачу [7. С. 134—135]. Таким образом, диагноз складывается из нескольких составляющих: «эмоциональное отчуждение», увлечение Юмом, Беркли, Хайдеггером, склонность к метафизике и «жизненному подвигу». В результате герой балансирует между двумя реальностями, и обе оказываются иллюзорными. Неопределенность мира, ощущение пустоты как внутренней сущности ведет к тому, что пустота может быть заполнена любым значением. Возникающий плюрализм точек зрения на мир логично ведет к иллюзорности любой из них, и ничем не отличается от шизофренического раздвоения личности Петра Пустоты.
В восточной эзотерической культуре понимание пустоты имеет положительно-нейтральное значение. Пустота — одно из основных понятий буддизма. Древнейший комментатор проповедей Будды, Нагарджуна, истолковывая знаменитую «Алмазную сутру» в «Муламадхьямикашастре», приводит 18 способов описания пустоты — шуньяты, подробно разъясняя 16 из них. Семантически описание шу-
ньяты не представляется возможным, поскольку отсутствуют любые знаки истинной реальности. Единственной реальностью является Абсолют, Будда, доступный лишь высшей мудрости. Поэтому логически и синонимически «пустота» и «истинная данность» очень близки. В европейской традиции шуньята в буквальном значении этого слова трактуется как пустота, но описание ни одной из категорий не покрывает подлинных значений, содержащихся в оригинальном термине.

Пустота тотальна — она пронизывает все вещи и является их частью. Говоря о пустоте, обычно представляют пустое пространство без материи. Однако в другом, более абсолютном смысле, под пустотой можно понимать отсутствие не только материальных объектов, но и самого пространства. Петр Пустота блуждает в пространстве и в лабиринте своего сознания. Единственным выходом из лабиринта двойственной реальности и станет для главного героя именно Ничто.
В конце романа автор описывает «истинный» мир вокруг героев, обнаженный мистическим артефактом — мизинцем Будды, по преданию открывающим «истинную» суть окружающего. Это «было подобием светящегося всеми цветами радуги потока, неизмеримо широкой реки, начинавшейся где-то в бесконечности и уходящей в такую же бесконечность» [7. С. 382]. Критики, сочувственно цитирующие данный текст, как будто не обращают внимания на то, что в следующее мгновение сновидение окончится, и герой очнется в сумасшедшем доме, пристегнутый ремнями к креслу. Выход из лабиринта у В. Пелевина, как всегда, оказывается ложным. Героя просто «вытаскивают» из раздвоенного сознания в реальный мир, где его ждет в виде награды долгий влажный поцелуй лечащего врача и слова: «Полный катарсис» [7. С. 384]. Выздоровление героя означает исчерпанность его психической энергии, т.е. отсутствие наполненности и, следовательно, в метафизическом плане это представляется как невозможность осуществления чего-либо. Однако доктор не напрасно сомневался в успехе лечения. В последней главе Петр Пустота снова возвращается к своему гуру Чапаеву и направляется в милую его сердцу Внутреннюю Монголию. Круг замкнулся. Герой в очередной раз оттолкнулся от пустоты, начал все заново, пытаясь сохранить прошлый опыт.
Таким образом, образ пустоты как путь из бесконечности в бесконечность, из Ничто в Никуда в романе является и отправной точкой, и конечным пунктом пути. Гражданская война и перестройка, две эпохи, изображенные В. Пелевиным, осознаются как кризисные, переломные моменты истории, которые должны быть преодолены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Богданова О., Кибальник С., Сафронова Л. Литературные стратегии Виктора Пелевина. СПб.: Петрополис, 2008. 184 с. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/edition75094 (дата обращения: 12.06.2017).
[2] Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством. [Электронный ресурс]. URL: http:// pelevin.nov.ru/stati/o-gurin/1.html (дата обращения: 12.06.2017).
[3] Закуренко А. Структура и истоки романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота», или роман как модель постмодернистского текста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru/ article/4032?page=2 (дата обращения: 12.06.2017).
[4] Зорина М. Мотив пустоты в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» // Родное и вселенское: XI Международная научная конференция. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2015. С. 216—221.
[5] Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? (Об одной авантюре Виктора Пелевина) // НЛО. 1997. № 28. С. 244—259.
[6] Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. 1996. № 8. С. 171—187.
[7] Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 2004. 414 с.
[8] Религиозный словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/religion/SHunja-881. html (дата обращения: 12.06.2017).
[9] Роднянская И. ...И к ней безумная любовь... // Новый мир. 1996. № 9. С. 212—216.
[10] Сергеев С. Чапаев и простота (роман в 2-х частях с итогом и эпилогом) // Новое литературное обозрение. 1997. № 28. С. 260—268.
[11] ФрумкинК. От буддизма к капитализму. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pereplet. ru/text/frumkin05jul09.html (дата обращения: 12.06
[12] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

Для




10-23 Декабря. Тур на Шри-Ланку.
18+


Ума у меня не отнять! Чего нет-того нет.
Аватара пользователя
Бальдр
Всего сообщений: 8101
Зарегистрирован: 12.09.2010
Образование: начальное
Мои профессии: странный странник
Откуда: Большое Игнатово
Возраст: 52
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Бальдр »

Пелевин ,самый яркий и модный представитель и популялизатор субъктивного идеализма. Если нет общей для социума морали , и у каждого она своя (??!! Это как )), значит нет ни стыда ,ни совести ,ни законов, значит педофилия ,некрофилия , кидок на деньги ,на работу-это мораль атомизированного скопления индвидомов, нет благородства ,человечности , справедливости , семейных уз, значит семья харламова-асмус, значит один человек может убивать другого. Мораль же типа у каждого своя .хмм ,даже у уголовников есть : понятия ,беспредел , зашквар. А если нет моради ,значит всю ночь можно сверлить стены соты , подделывать бюллетени, насиловать днем на остановках. О , и ездить можно как хочешь ,ведь и правила дорожного движения ,тоже мораль, просто кодифицированная :(


Ума у меня не отнять! Чего нет-того нет.
Аватара пользователя
Охранник2014
Всего сообщений: 3964
Зарегистрирован: 26.10.2014
Откуда: Земля
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Охранник2014 »

Бальдр: 27 ноя 2019, 17:05 Если нет общей для социума морали , и у каждого она своя (??!! Это как )), значит нет ни стыда ,ни совести ,ни законов
Ты прямо Достоевским заговорил: "Если Бога нет, то всё позволено?"(c) :lol: :lol: :lol:
Выводы ты делаешь с логическими ошибками, то есть, либо искренне заблуждаешься, либо плутуешь.
Приведу простой пример. Нет особых проблем сделать то же самое с одеждой: с КАЖДОГО снять мерку, учесть индивидуальные размеры, предпочтения и современное разнообразие материалов, рисунков, форм и размеров людей даст такое немыслимое визуально разнообразие, что двух одинаковых одежд найти будет просто невозможно. И что - по твоей логике, если их одежда не унифицирована, значит это автоматически порождает какие-то проблемы? "значит педофилия ,некрофилия , кидок на деньги ,на работу" :D :D :D
В то же время, "инфраструктура" для шмотья: магазины, дизайнеры, стиралки, порошки, вешалки и прочее - какой была, такой и осталась, ибо это всё-таки одежда для людей, хоть и уникальная в каждом отдельном случае.
Мораль у людей хоть и будет разная, но всё равно она будет человеческая (кроме Чикатил там разных, конечно) и всё равно в ней вынужденно будут присутствовать единые моменты в целях взаимоприятных и взаимовыгодных. По-крайней мере, если общественные отношения остаются в разряде ценностей (как всегда и бывает) и человек не уходит на необитаемый остров/в джунгли/в тайгу etc.
Бальдр: 27 ноя 2019, 17:05 правила дорожного движения ,тоже мораль, просто кодифицированная
Сколько уже призывал не путать хер с пальцем: технические регламенты типа "ПДД" никакой "моралью" не являются вовсе, иначе ты докатишься до того в своей расширительной интерпретации понятия, что у тебя и
https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_автомобиль
можно будет с человеком сравнивать по этому показателю - типа, кто моральнее :O:


Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
Аватара пользователя
Бальдр
Всего сообщений: 8101
Зарегистрирован: 12.09.2010
Образование: начальное
Мои профессии: странный странник
Откуда: Большое Игнатово
Возраст: 52
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Бальдр »

в том то и дело, любые нормы человеческого общежития и есть мораль. законы и правила написаны кроввью, и если социум не следует морали, он гибнет. опять таки япония, представим , сёгун говорит - мясо едят враги и иноагенты, а сам втихаря бифштексы жрёт, лицемерие- убийство морали. выражение - читать мораль означает стыдить, а вот само определение морали- немного иное, или как- как я слышу слово культура, то хватаюсь за пистолет ? ук - это тоже мораль, в УК РФ- отсутствует, пока отсутвует, понятие причинение смерти в результате порчи, сглаза, колдовства, для африканцев такая мораль. повторюсь, мораль. неписанный кодекс поведения , для определенного социума, это убеждения, мечты- у всех разные, а мораль, как категория : хорошо lol плохо, дозволено, lol не дозволно, как раз из этих позиций, так же как совесть и стыд, табу, если угодно- 6ое доказательство бытия божия, что изобрёл старик Кант, разгромив 5 доказательств бытия божия, которые вывел Фома аквинат. как так сравнить то, кто моральнее ?????доброта, милосердие- это ОДИН из аспектов морали, но не мораль, это образец нравственного поведения, пример морали -: родить в девках, сейчас за это убивают ? ворота девкам дёгтем мажут ? убивают тех,или к родителям отправляет, что девственность до брака не сохранил? мораль, работа без оплаты- мораль???
Однако , я удивлен !'' где негодующие посты ?!! Где обвинения нефитов!!!?! Где требования забанить??? Тут понимаешь на 2 страницы философский , Точнее филомахический диспут ,( как бы)-но молчат южные станицы,от Дуная до волгорадских затонов :lol: вот тебе и -СтолП и утверждение истины :lol: ,и лол и кек. Изи просто :D ,Точнее Кен Кизи. Может вообще про Альбера Камю написать? Шучу :D что ,у кого то -предновогодний отпуск что ли ?? Деффчонки ,вы где же?!?даже как то обидно :o ,осерчаю и начну Иммануила сведенборга цитировать, не ,ну не Людвига же Фейербаха. Или обсудить войну кланов Тайра и Минамото?


Ума у меня не отнять! Чего нет-того нет.
Аватара пользователя
Охранник2014
Всего сообщений: 3964
Зарегистрирован: 26.10.2014
Откуда: Земля
 Re: личная переписка на форуме

Сообщение Охранник2014 »

Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 любые нормы человеческого общежития и есть мораль
С чего бы? Надпись "ближе 1 м. к платформе не подходить" - "и есть мораль"? Нет, это техническая норма.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 законы и правила написаны кроввью,
Да-да, особенно те, что у нас "взбесившийся принтер" штемпелюет ежедневно, например. Причём, сами "законотворцы" по этим законам, в общем-то не живут (ситуация "над законом") и прекрасно себя при этом чувствуют.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 и если социум не следует морали, он гибнет
И если следует - тоже гибнет, если общепринятая мораль неадекватная, причём ещё быстрее, порой. В СССР и Третьем рейхе насаждалась суровая тоталитарная мораль, не в пример презираемым ими либеральным демократиям (которые живы и прекрасно себя чувствуют в вечных победителях). Ну и сколько они протянули, в итоге? Сколько высокоморальных бойцов НВФ было ликвидировано? Сколько адептов тоталитарных сект самоликвидировалось?
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 представим , сёгун говорит - мясо едят враги и иноагенты, а сам втихаря бифштексы жрёт, лицемерие- убийство морали.
Ну - жрёт и жрёт, как это дискредитирует мораль-то? Это сёгуна дискредитирует аморального. Если генпрокурор публично клеймит преступность, а сам втихаря совершает преступления, то позор же не закону, а конкретно ему.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 выражение - читать мораль означает стыдить,
С чего бы?
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 само определение морали- немного иное
Определение - в студию.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 ук - это тоже мораль
Нет, это право, другая форма общественного сознания. Есть сходство, есть и различие. Как у религии и мифологии, например.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 повторюсь, мораль. неписанный кодекс поведения , для определенного социума,
Не бывает "неписаных кодексов", ты сам себе противоречишь. Это даже не сленг "неписаный закон/правило (ОДНО)", это вообще непонятно что. У общества предостаточно писаных кодексов и любая попытка хоть как-то унифицировать мораль, наоборот, приводит к её кодификации именно в форме письменной речи. Начиная со скрижалей Моисея и заканчивая современными кодексами любителей онлайн-игр типа "Кодекс чести виртуального пилота"
http://il2-sturmovik.ru/kodeks.html
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 как так сравнить то, кто моральнее
Да в том-то и дело, что никак :D :D :D
Ты ещё попробуй сравнить, "кто спортивнее" из спортсменов, или "кто учёнее" из учёных.
Даже в юриспруденции такой дичи нет - там либо есть оценка "законопослушный/криминальный (по деликтам)", либо разбирательство какого-то отдельного инцидента между людьми с вынесением правовой оценки их действиям именно в данной ситуации и самой ситуации.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 доброта, милосердие- это ОДИН из аспектов морали, но не мораль, это образец нравственного поведения
Прояви их к врагу на поле боя - и попадёшь в дисбат/колонию/психушку (если выживешь). Оптимальная мораль должна быть и адекватной ситуациям, и способствовать выживанию её носителя , имхо. Но отсюда возникают и серьёзнейшие моральные проблемы - типа "рубить или не рубить верёвку, когда на тросе повисли двое", "есть, или не есть друг друга/трупы, когда больше есть нечего" и так далее. Это когда вступают в летальный конфликт базисные табу и базисные же ценности, которые, собственно и должна защищать мораль.
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 родить в девках, сейчас за это убивают ?
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 убивают тех,или к родителям отправляет, что девственность до брака не сохранил?
Конечно, да. Тысячами.
Матчасть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_чести (и я об этом уже выше писал).
Бальдр: 27 ноя 2019, 23:24 ворота девкам дёгтем мажут ?
Вряд ли, дёгтя-то не найти, да и обычай забыт.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.
• Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
- обычаи;
- традиции;
- деловые обыкновения;
- религиозные;
- политические;
- нормы общественных объединений (корпоративные);
- моральные;
- правовые.
http://www.knowed.ru/index.php?name=pag ... iew&id=942


Это - планета Земля. Вы все здесь умрёте.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться